Давид - второй царь Израильско-Иудейского царства (1004-965 гг. до н.э.).
Давид был младшим из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя.
По велению Всевышнего в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал Давида на царство.
Давид, не зная своего высокого предназначения,проводил свое детство, пас овец своего отца в горах Иудейской пустыни.
В современном Израиле вам предложат по дороге на Мертвое море, совершить прогулку в ущелье Царя Давида, полюбоваться водопадами, попробовать воду из источника Эйн-Геди, понаблюдать за дикими козами, пустынными зайцами... Территория, примыкающая к Мертвому морю – это сосредоточение памятников мировой истории: раскопки Кумранской общины, легендарная крепость Массада…
Оазис Эйн-Геди входит в заповедник, включающий в себя несколько речек, самые большие из которых - Нахаль-Аругот, Хевер и Нахаль-Давид. Нахаль -Давид названа в память о том, что здесь юный царь Давид, еще до того как стал царем израильским, спасался от гнева еврейского царя Саула.
Наделенный прекрасной внешностью, Давид отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью. Без оружия он справлялся с хищными зверями, похищавшими овец. Юноша прекрасно играл на арфе.
Над израильтянами в это время царствовал Саул, который узнав, что Давид умеет хорошо играть на арфе,взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда у царя было плохое настроение, Давид играл на арфе и тем приводил Саула в себя.
Между тем филистимляне, давно уже побежденные Саулом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Саул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф и стал вызывать желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось.
Давида в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голиаф поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали Давида, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голиаф громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, Давид с силой метнул камень из пращи и поразил Голиафа в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство.
Слава Давида после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Саула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал Давиду великие почести: сделал его тысяченачальником, а потом выдал за него свою дочь Михалу.
Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Саул стал уговаривать своего сына Ионафа тайком умертвить Давида. Поначалу Ионафу удавалось удерживать отца от его жестокого намерения. Но после новой победы Давида над филистимлянами Саул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в Давида копье и едва не убил его.
Давид укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере Адолламской неподалеку от Вифлеема.

Вифлеем в наши дни.
Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Саула. Таким образом, вокруг Давида собралось 400 человек.
Саул не оставлял надежды покончить с Давидом. Однажды ему донесли, что Давид скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3 тысячами воинами поспешил, чтобы убить его и встал лагерем в Секелах. Ночью Давид пробрался в его шатер, но не умертвил спящего Саула, а только унес его копье.
Между тем, опять началась война между Израильтянами и Филистимлянами.
Филистимляне обратили в бегство израильское войско и убили царя и трех его сыновей.
После гибели Саула Давид основал самостоятельное царство с центром в Хевроне:"пришли мужи Иуды и помазали там (в Хевроне) Давида на царство над домом Иуды" (II Ц. 2, 4). То есть, Давид стал царем над одним коленом Иудиным. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея.
Избрание Хеврона было не случайным. Этот город издавна выступал центром объединения различных племенных групп, в том числе еврейских патриархов. Именно в районе Хеврона, по преданию, кочевали когда-то предки израильтян Авраам, Исаак и Иаков-Израиль, там же в пещере все эти предки были похоронены вместе со своими женами. Утверждение в этом городе освящало деятельность Давида и подчеркивало его претензии быть наследником патриархов, т. е. принять власть над их потомками. Давид нуждался в поддержке этого святилища в предстоящей борьбе с северными "коленами", не собиравшимися смириться с утратой своего преобладания в возникающем государстве.
1.
2. 
1. Современный Хеврон. Пещера Махпела, где похоронены праотцы: Авраам, Исаак, Иаков.
2. Хеврон. Могила Иессея, отца царя Давида.
Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя.
После смерти Иевосфея Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. И "пришли все старейшины Израиля к царю [Давиду] в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет (берит) перед Яхве, и помазали Давида царем над Израилем" (II Ц. 5, 3). Речь идет о двусторонних обязательствах, а не только об одностороннем признании царской власти. Царь брался защищать народ и удовлетворять его требования, а тот — повиноваться при условии выполнения царем своих обязательств. Так что ни о какой деспотии не могло быть и речи. Было Давиду тогда 30 лет.
Восстановление единого государства изменило положение Давида, и это не могло не встревожить филистимлян. Став царем всего Израиля, Давид выскальзывал из-под их контроля. Библия выразительно связывает два события — воцарение Давида над Израилем и новое нападение филистимлян. Они вторглись во владения Давида, но тот в двух кампания разбил их. После этого ни о каком господстве филистимлян в Палестине не могло быть и речи.
Выйдя победителем в борьбе с филистимлянами, Давид приступил к завоеванию соседних территорий. Так, ему удалось захватить через 5 лет древний ханаанский город Иерусалим (город мира),находившийся на перекрестке торговых путей. Давид сделал Иерусалим столицей Израильского государства, значительно укрепив его.
В центре новой столицы он возвел крепость Сион.
Кроме того, Иерусалим был объявлен главным религиозным центром страны. Стремясь усилить единый государственный культ и укрепить религиозное единство своего царства, Давид привез в Иерусалим так называемый "ковчег завета" - священный символ древнееврейской религии, ранее захваченный филистимлянами.При этом сам Давид плясал и играл на арфе. Царь присоединил к культу бога Яхве культы древних ханаанских святынь, священных источников и скал.
Таким образом, Иерусалим стал не только светской, но и религиозной столицей всего Израиля, а не какого-либо одного племени. Все это еще более укрепило власть Давида.
Изменил Давид и направление внешней политики. Израильтяне и прежде не раз воевали с соседями. Но это были либо оборонительные войны, либо грабительские походы. Теперь Давид начал проводить политику подчинения окрестных народов и территорий, создавая своеобразную мини-империю.
Военные успехи Давида, добыча, захваченная в войнах, закрепление на важнейших торговых путях Передней Азии способствовали развитию Еврейского царства. К 1000 г. до н. э. происходит переход к новой экономической системе. Не отказываясь полностью от скотоводства, особенно в нагорной Иудее, евреи все больше переходят к земледелию и ремеслу. С этими изменениями в экономике связана и смена цивилизационной модели. Полукочевая скотоводческая цивилизация уходит в прошлое. Можно говорить лишь о ее пережитках, хотя и достаточно сильных. Ее место занимает земледельческо-городская цивилизация. Разумеется, большое влияние на переход к этой цивилизации оказали соседи евреев, в том числе старое ханаанское население. В Палестине начинается новое развитие городов, и этот процесс охватывает практически всю страну.
Согласно преданию, Давид предпринял ряд мер, направленных к внутреннему усилению Израильско-Иудейского царства. Он создал постоянное войско, подкрепленное отрядами наемников из филистимлян и критян. При Давиде был сформирован аппарат государственной власти, проведена перепись населения и введены новые налоги.
Более определенными стали также функции царя: он был верховным предводителем войска, обладал ограниченной судебной властью, участвовал в культе, однако ни Давид, ни его преемники не были царями-жрецами.
Однако и Давид был не без порока. Имея множество жен, не смог он устоять перед женской красотой.
Cлучилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Вирсава. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней.
Мужа Вирсавы Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть. Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило Давиду довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура, он взял Вирсаву в жены.
За свой злой умысел был Давид наказан Всевышним.
Сначала умер новорожденный (от Вирсавии) сын царя.
Библия перечисляет шесть сыновей Давида, родившихся в Хевроне, и одиннадцать, родившихся в Иерусалиме. А если верить греческому тексту (Септуагинте), то к ним надо прибавить еще тринадцать сыновей. Между ними, рожденными разными женами, естественно, шло соперничество. Соперничество шло и между сыновьями. Сын царя, Авессалом, убил своего брата Амона после чего ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться.
По возвращении в Иерусалим Авессалом восстал против отца.
Царю пришлось бежать с оставшимися верными ему слугами и скрываться от сына.
После подавления восстания и гибели Авессалома израильский народ сам вернул Давида на царство. Тогда прекратились преследования Давида его врагами, но не был он избавлен от бедствий в остальные годы своей жизни. Три года подряд в Израильской земле был голод, потом снова началась война с филистимлянами. После успешного окончания войны страну посетила моровая язва, истребившая до 70000 человек.
Царь Давид сочинил псалмы и научил евреев петь их.
Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству в Иерусалиме грандиозного Храма В честь имени Всевышнего. Но Всевышний через пророка Нафана объявил ему, что это сделает его сын Соломон, так как Давид пролил много крови и не достоин строить Храм Его.
Давид заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм.
Перед смертью, будучи одряхлевшим и немощным святой царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына от Вирсавии Соломона. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать строительству. Умер Давид около 1048 года до Рождества Христова, процарствовав 40 лет, и погребен был в Иерусалиме.
Память о царе, пророке и псалмопевце Давиде сохранилась и по сей день.
Соломон же, когда Давид умер, стал царем в обход старших братьев. И построил Храм в честь имени Его(Всевышнего), который восхищал взор всякого видевшего его.
Но это другая история...